Получится — не получится? Нет ничего более обидного для пары, чем получить отрицательный результат теста на беременность. Особенно, если это не первый протокол ЭКО, в котором они принимали участие.
Статистика положительных протоколов весьма неутешительна. Работа клиники репродуктивных технологий может быть признана успешной, если 30% протоколов ЭКО (ЭКО+ИКСИ) закончились беременностями. Такая оценка основывается на общемировой статистике, в соответствие с которой 25-35% протоколов ЭКО, осуществленных в соответствии с разработанными стандартами, с использованием оптимального оборудования и расходных материалов, приводят к беременности. И чем сложнее патологии, которые препятствуют беременности, выше возраст участников протокола, тем ниже вероятность забеременеть с первого протокола. Единственный шанс для пары в этом случае — повторять протоколы снова и снова, ведь, опять же по мировой статистике, вероятность забеременеть при проведении трех протоколов подряд составляет уже 90%.
Почему же не все протоколы ЭКО заканчиваются беременностями?
Казалось бы, процедура стандартная, с технической точки зрения соответствует естественному процессу зачатия, в большинстве случаев в результате проведенных процедур вырастают жизнеспособные эмбрионы, которых тщательно отбирают перед подсадкой. Однако беременности не происходит — эмбрионы не приживаются в организме женщины. Почему?
К сожалению, современная наука не способна дать точного ответа на этот вопрос. Были проведены многочисленные исследования, которые выявили самые различные причины ненаступления беременности, однако ЭКО до сих пор остается лотереей, в которой есть выигравшиеся и проигравшие. При этом основные причины неудачного лечения, которые называют врачи, выглядят так: качество подсаживаемых эмбрионов и неидеальная картина здоровья будущей матери. И зачастую случается, что с этими двумя причинами ничего поделать нельзя — при существующих отклонениях на клеточном уровне и хронических заболеваниях женщины, которые не поддаются полному излечению.
Задача каждого репродуктолога сделать все возможное для создания оптимальных условий дальнейшего роста эмбриона, подсаженного в организм женщины. И не менее важно создать самую благоприятную среду для развития эмбрионов в течение тех пяти суток, которые они проведут в инкубаторе.
Исследования показывают, что дальнейшая жизнеспособность эмбрионов напрямую зависит от среды, в которой они существуют в первые часы своей жизни после оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. Качество используемых сред для культивирования эмбрионов и их состав могут существенно улучшить шансы эмбриона вырасти. Новейшие разработки в этой области позволяют достигнуть таких результатов протоколов ЭКО, о которых раньше трудно было и мечтать.
В ноябре 2011 года в Европейском союзе была зарегистрирована новая среда для культивирования эмбрионов — ЭмбриоГен (Embryogen). Ее регистрации предшествовало самое масштабное исследование в области репродуктивных технологий — выборка состояла из 1132 пациенток, проходящих лечение в 14 центрах Дании и Швеции. Метод исследования — двойное, слепое для параллельных групп. Цель исследования — сравнить количество прогрессирующих ЭКО-беременностей (седьмая неделя беременности), для пациенток, при ЭКО-лечении которых была использована новая среда ЭмбриоГен или давно и успешно применяемая среда ЭмбриоАссист. Важно, что значительную часть пациенток, принявших участие в исследовании, составили женщины, которые уже имели в анамнезе несколько попыток ЭКО с отрицательным результатом (беременность прерывалась сразу же после подсадки эмбрионов). Также очень важно, что в группы обследуемых вошли пациентки самых различных возрастных групп.
В ходе исследования было осуществлен 1151 перенос эмбрионов (для некоторых пациенток, по показаниям, было осуществлено два переноса). Разработчики среды получили отличные результаты: процент прогрессирующих беременностей на 7 неделе у пациенток, в процессе лечения которых применялся ЭмбриоГен, оказался на 44% выше, чем для другой группы. На 12 неделе прогрессирующих беременностей в первой группе также оказалось на 44% больше. И эти результаты действительны для пациенток всех возрастных групп. В общем, использование ЭмбриоГена позволило увеличить количество успешных протоколов до 23.2%, по сравнению с 16.5% успеха в случае применения привычных сред. И это для очень сложных пациенток, в том числе, возрастных, с неудачными попытками ЭКО в анамнезе. Репродуктологи и эмбриологи аплодируют стоя.
В чем секрет ЭмбриоГена?
Если не вдаваться в детали, которые для неспециалистов — пустой звук, то новая среда более продуктивна за счет содержания некого вещества (колониестимулирующего фактора гранулоцитов и макрофагов , Granulocyte-Macrophage Colony-Stimulating Factor или GM-CSF), которое было обнаружено у женщин, находящихся на ранних сроках беременности. В процессе изучения этого вещества выяснилось, что его содержание в организме женщины достигает максимальных значений в течение нескольких дней после зачатия, а также после имплантации эмбриона. Если же женщина страдает невынашиванием беременности, то уровень этого вещества у нее существенно ниже (близок к нулю), чем у женщин, беременность которых протекает нормально. Соответственно, присутствие GM-CSF в новой среде для культивирования эмбрионов улучшает условия для их развития и, соответственно, увеличивает их жизнеспособность. В целом, GM-CSF повышает результативность ЭКО-процедур до значений, характерных для спонтанных (естественных) беременностей.
К сожалению, ЭмбриоГен — достаточно дорогое удовольствие. Однако я рекомендую использовать эту среду при ЭКО-лечение тех пациентов, которые уже пробовали ЭКО, сумели получить достаточно яйцеклеток для оплодотворения, однако эмбрионы не прижились, либо же беременность замерла на раннем сроке.
От себя могу отметить, что наука сегодня развивается опережающими темпами. Когда я начинала работать врачом-репродуктологом, каждая удачная попытка ЭКО была чудом. Сейчас мы можем говорить, что 3 из десяти попыток ЭКО приводят к прогрессирующей беременности. Я уверена, что вскорости технология позволит нам еще более повысить число удачных протоколов. И появление новой среды для культивации эмбрионов — еще один маленький шажок к этому.