Несмотря на это, с древних времен люди чувствовали, что беременность можно каким-то образом предсказать. Способы предлагались самые удивительные, но все они имели некоторое отношение к действительности.
- Так, в древнем Египте мочой женщины поливали зерна пшеницы и ячменя, и если она была беременна — зерна прорастали (достоверность теста, по данным позднейших экспериментов, проведенных уже в прошлом веке, составляла около 40%).
- Шумерские женщины вставляли из влагалище тампон из неизвестной археологам травы и носили его в себе три дня, после чего тампон определенным образом менял цвет.
- Гиппократ первым додумался до того, что с началом беременности прекращаются месячные (мы полагаем, что женщины-практики знали об этом задолго до него, но он по крайней мере установил, что эта связь — причинно-следственная).
- В средневековье грешные, но умные монашенки добавляли в утреннюю мочу вино и следили за степенью прозрачности смеси: прозрачная — значит зачатие совершилось. Это тоже не вполне шарлатанство, так как моча беременной, возможно, реагирует с виноградной кислотой несколько иначе.
Прошли тысячи лет, и наконец люди добрались до способов достоверных.
Первые опыты на определение беременности
В 1927 году был изобретен первый настоящий тест на беременность. К этому времени ученые поняли, что сразу после имплантации эмбриона ткань хориона начинает вырабатывать гормон ХГЧ, хорионический гонадотропин человека. Немецкие ученые Сельмар Ашхайм и Бернхард Зондек ввели мочу беременной женщины в тело самок мышей и крыс, и их яичники начали расти и производить яйцеклетки. Разумеется, чтобы в этом убедиться, животное требовалось умертвить и вскрыть. Точное определение беременности стоило жизни пяти мышкам. Дороговато, да и мышей жалко.
К тому же, тест начинал действовать не ранее чем через две недели после задержки. В 1930-е годы мышей сменили лягушки: они после инъекции мочи с ХГЧ принимались метать икру, так что их не приходилось резать. Эти «живые тесты» можно было использовать несколько раз, да и результат они давали быстрее — уже через 12 часов. Поэтому новинка была дешевле, а значит — более доступной. Но все же эти тесты можно было сделать только в лаборатории.
Женщина, подозревающая о нежеланной беременности, должна была сначала обратиться к врачу и выслушать всё, что тот о ней думает (ибо понятия о медицинской этике в те годы также отличались от современных). Признаться в том, что ты занималась сексом не в браке или что ты не хочешь рожать — такое считалось позором; аборты были запрещены во многих странах.
Домашний тест на беременность появился только тогда, когда за женщиной было признано право на частную жизнь.
Маргарет Крейн и ее первый «предсказатель» беременности
Маргарет Крейн, двадцатишестилетний графический дизайнер, работала в фармацевтической компании Organon и создавала упаковки для кремов и губной помады. Однажды она увидела в лаборатории фирмы пробирки — диагностические тесты на определение беременности: в пробирку с реагентом добавлялась пипеткой капля мочи, и на самом дне в случае беременности спустя два часа появлялся красный круг. «Как просто! Почему бы не дать возможность женщинам делать это дома, так чтобы ни с кем не приходилось делиться личной информацией?» — подумала Маргарет.
Маргарет не была медиком, но она была дизайнером, а значит — обладателем практической смекалки. На основе контейнера для скрепок она создала прототип устройства, в котором пробирка могла легко простоять без движения два часа. Она назвала устройство Predictor («Предсказатель»), и пользоваться им было очень легко: добавляешь в пробирку с реагентом мочу, доливаешь воду, взбалтываешь и оставляешь на два часа, а затем благодаря зеркальному днищу отчетливо видишь красный осадок на дне (или не видишь, если беременности нет).
Реакция общества на изобретение Маргарет Крейн
Начальство (главным образом мужчины) не пришло в восторг от идеи Маргарет. Им показалось, что намного выгоднее заставлять женщин ходить к врачу, чем продавать им портативный тест. Да и вообще, какого черта давать нашим женам и дочерям возможность самим узнавать о своем будущем? Тем не менее, Organon доложила об изобретении материнской компании — голландской Akzo. Имя изобретателя названо не было. Европейские начальники дали идее добро, и в Organon устроили мозговой штурм по поводу дизайна будущего портативного теста. На совещание Маргарет даже не пригласили, но она пришла туда сама, и в итоге её вариант был выбран и запущен в производство. В 1971 году его начали продавать — пока только в Канаде. Увы, доходов от продажи Маргарет не получила. В США тест появился в продаже лишь в 1977 году.
Разумеется, как и в случае с противозачаточными, вокруг «Предсказателя» разгорелась нешуточная война. Задавались самые странные вопросы. Сообразят ли женщины, как им пользоваться, да ещё и в состоянии ажитации от возможной беременности? Не прыгнет ли с моста какая-нибудь дочка сенатора, и не разорится ли от этого производитель? Где границы женской свободы? Несмотря на все эти сомнения, покупательницы сделали твёрдый выбор в пользу тестов, причем главной целевой аудитории стали не «перепуганные подростки», а женщины в браке, которые никак не могли забеременеть. Опять же, вопреки опасениям, тесты не конкурировали с лабораторными исследованиями: наоборот, взяв ситуацию под контроль, все больше женщин отправлялись к врачу, чтобы держать руку на пульсе и как можно раньше начать наблюдаться у гинеколога.
История тестов на беременность — отличный пример того, что информированность и самостоятельность идут людям только на пользу, а не во вред.
Эволюция тестов на беременность
Принцип (определение и визуализация уровня ХГЧ с помощью реактива) оставался неизменным, устройство же продолжало дешеветь и совершенствоваться. В 1988 году в продаже появились первые бумажные тест-полоски. Их нужно было на 5-15 минут опустить в утреннюю мочу. Достоверность их первое время была невысокой, они давали много ложноотрицательных и ложноположительных результатов. Приблизительно в то же время распространились и «планшеты», более точные тесты, в которых нужно было наносить каплю мочи на небольшой планшет, пропитанный реактивом. Устройство было точнее и быстрее первых полосок. В 1996 году изобрели латексные тест-полоски. Время ожидания сократилось до двух минут, а точность повысилась до более чем 95%.
Ну а следующим шагом стало изобретение знакомых нам струйных тестов, для которых достаточно помочиться на полоску в течение пяти секунд и сразу увидеть результат. Утренняя моча уже необязательна — тест можно делать в любое время суток. Полоски дают результат, сравнимый с лабораторным: многие из них определяют уровень ХГЧ, равный 25 и даже 10 субъединицам — а это почти пороговый уровень для определения беременности. Неудивительно, что многие видят заветные (или пресловутые, для кого как) две полосочки ещё до задержки. Древние шумерки могли об этом только мечтать!
Что же касается Маргарет Крейн, то она хоть и не получила денег за свое великое изобретение, но вышла замуж за человека, который принял решение о том, чтобы Organon начал его выпускать. Они прожили вместе сорок счастливых лет и основали в Нью-Йорке собственное рекламное агентство.
Читайте также: